Мои фотки!
Обои для Windows.
Горные велосипеды.
Раскрути свой сайт!
Коллекционирование.
Музыка.
Статьи.
Анекдоты.
Ссылки.
Гостевуха.
Моя почта.
На главную
| |
Настройка переключения передач
1. Установка переднего переключателя
Рамка переднего переключателя должна быть строго парраллельна плоскости звездочек. По высоте переключатель должен быть установлен как можно ниже, но так, чтоб его рамка не задевала большую ведущую звездочку. Тип переднего переключателя должен соответствовать размеру используемых ведущих звезд. Существует два основных типа систем - standart и compact. Большая звездочка системы standart имеет как правило 46 или 48 зубцов, системы compact - 42 или 44 зуба. Соответственно, радиус кривизны рамки переднего переключателя различен для этих двух систем. Использование несоответствующего типа затруднит или сделает невозможным правильную настройку переднего переключателя.
2. Установка заднего переключателя
Плоскость роликов заднего переключателя должна быть строго парраллельна плоскостям звездочек. Если это не так, значит петух вашей рамы погнулся. Даже незначительное отклонение петуха может привести к невозможности точной отстройки. В таком случае стоит выправить раму на стапеле у профессионального веломеханика.
3. Установка цепи
Выбрать длину цепи таким образом, чтоб у велосипеда работали все передачи, удается не всегда. Особенно в случае использования заднего переключател с укороченной базой между роликами (100 мм). Однако это не стоит считать недостатком - такие переключатели имеют более высокую жесткость и как правило лучше работают. Кроме того, переключатель с укороченной базой труднее повредить. Еще не следует забывать, что КПД цепного привода довольно сильно зависит от "перекоса" цепи, и некоторыми передачами (например, маленькая ведуща на маленькую ведомую звездочки) пользоваться не стоит. При прочих равных (т.е. при одинаковом передаточном отношении, одинаковом перекосе цепи и.т.д.) больше будет КПД у передачи, использующей звездочки большего диаметра.
Фирма Shimano рекомендует следующую методику, позволяющую получить максимально возможное в имеющейся конфигурации число передач:
Цепь накидывается в обход переключателей на большую ведущую и большую ведомую звездочки. К полученному числу звеньев прибавляем два звена и округляем вверх до ближайшего четного числа.
При таком выборе длины цепи мы, как уже было сказано, получаем максимально возможное колличество работающих передач. Однако и недостаток у этой методики присутствует: передача [большая ведущая --> большая ведомая] работает в предельном режиме, да еще и очень сильно нагружает пружину натяжения заднего переключателя. А так как большинство велосипедистов гораздо чаще использует передачу [большая ведущая --> большая ведомая] чем, скажем, [меньша --> меньшая], мне кажется, что имеет смысл пожертвовать последней передачей, но обеспечить при этом качественную работу более часто используемой. Дл этого достаточно прибавить к длине цепи, полученной по описанной методике, еще 2 звена.
Помимо цепей производства Shimano, существуют цепи и других производителей, позиционируемые как совместимые с любым типом привода Shimano. Однако, по отзывам, качество их работы существенно ниже.
Большинство цепей Shimano соединяются специальным штифтом (connection pin). Попытка соединить цепь без его использования, при помощи штифта от самой цепи, может привести к ее разрыву даже при не очень значительных нагрузках. При разборке цепи, напротив, ни в коем случае нельзя выдавливать connection pin. Connection pin сделан из более твердого материала, чем остальные штифты, и имеет более толстую головку. Выдавливание connection pin приведет к деформации внешней пластины звена цепи. Выдавите выжимкой любой другой штифт. Для повторного соединения, как обычно, используйте connection pin.
4. Настройка уровня натяжения на заднем переключателе (B-Tention)
После установки цепи нужно настроить уровень ее натяжени задним переключателем. Этой настройке следует уделить особое внимание, так как от грамотного ее выполнения в очень большой степени зависит четкость перключения передач сзади. Для настройки служит упорный винт заднего переключател (винтик, упирающийся в выступ петуха рамы).
Поставьте цепь на меньшую звездочку спереди и на большую сзади. Вращением винта добейтесь такого положения переключателя, чтоб направляющий ролик был как можно ближе к звездочке, но при этом не задевал ее. Проверьте положение ролика на всех остальных передачах - и если на одной из них он начинает задевать за звездочку, повторите регулировку начиная с этой передачи (как правило, не требуется).
В случае, если на передаче [малая ведущая --> большая ведомая] ролик задевает звездочку при любом положении винта, проверьте еще раз длину цепи. Возможно, Вы неправильно выставили ее длину. Еще одна возможная причина - несоответствие переключателя и большой ведомой звездочки. Параметр maximum sprocket заднего переключателя (смотрится по каталогу) не должен превышать число зубьев звездочки.
5. Настройка ограничителей переднего переключателя
Установите передачу [большая ведущая --> малая ведомая]. Добейтесь ограничителем H переднего переключателя, чтоб правая рамка переключател при максимальном натяжении троса была как можно ближе к цепи ( 0.5 мм), но не задевала ее.
Установите передачу [малая ведущая --> большая ведомая]. Добейтесь ограничителем L переднего переключателя, чтоб левая рамка переключател при полностью отпущенном тросе была как можно ближе к цепи ( 0.5 - 1 мм), но не задевала ее.
6. Настройка ограничителей заднего переключателя.
Добейтесь ограничителями H и L заднего переключателя того, чтоб при полностью отпущенном тросе плоскость середины роликов совпадала с плоскостью правой стороны маленькой звездочки, а при полность натянутом троссе - с плоскостью середины большой звездочки или чуть-чуть левее (ближе к спицам).
7. Проверка состояния троссов
Все тросса должны быть целыми, без задиров, оболочки не должны иметь изломов и смазаны изнутри. При движении троса через оболочку трос должен двигаться плавно, без заеданий.
Установите обе манетки в положение "меньшая звездочка". Троса не должны провисать, но и не должны быть при этом сильно натянуты.
8. Настройка заднего переключения.
Установите большую ведущую и 2-3 считая от маленькой звездочку сзади. Натяжением троса добейтесь такого положения заднего переключателя, чтоб плоскость роликов совпадала с плоскостью звездочки. Попробуйте переключить передачу на следующую по размеру звездочку. Если переключения не происходит, или оно происходит с задержкой и шумом, подтяните трос поворотом винта на четверть оборота. Повторите попытку. Как только переключение на большую звездочку заработает, прекратите дальнейшее натяжение троса. Проверьте, нормально ли работает переключение на меньшую звездочку. Если нет, чуть-чуть ослабьте натяжение троса.
Если, несмотря на все усилия, найти рабочую точку не удается, проверьте, не слишком ли велико трение троса в оболочке и не заедает ли задний переключатель. Кроме того, проблемы с настройкой могут быть связаны с использованием разнородных компонентов. В последнем случае можно попробовать отстроить переключение по средней звездочке сзади - если разница в шаге невелика, это может помочь.
9. Настройка переднего переключателя.
Установите цепь на среднюю звездочку спереди и сзади. Натяжением троса добейтесь четкого переключения спереди как на большую, так и на меньшую звездочки. Если не срабатывает переключение на большую, трос надо подтягивать. Если на меньшую - отпускать.
10. Проверка
Настроенное переключение стоит проверить на ходу. Иногда под нагрузкой рабочие точки незначительно смещаются, и в этом случае потребуется подстройка. Только помните, что даже полностью настроенное переключение не будет работать на очень больших нагрузках.
| | |